19 апреля в день заезда участников семинара встретили презентацией своих газет и журналов представители издательского дома «Город Медиа». Презентация «Журналы — звёзды на небосклоне российской прессы» была продемонстрирована в звёздном зале новосибирского «Планетария». А затем гости посмотрели полнокупольный фильм «Космические столкновения», такой подарок сделал участникам ИД «Город Медиа» к открытию XXII семинара АРПИ «Сибирь».
20 апреля началась рабочая программа семинара. С приветственным словом выступил
генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. Он кратко рассказал о тенденциях рынка и сделал обзор тем, вошедших в программу семинара. Сергей Давидович отметил, что для медиаотрасли кризис продолжается, несмотря на то, что многие представители власти и экономисты объявили о его окончании, но окончился он не для всех. Рынок прессы продолжает переживать кризисные явления, и темпы роста распространительских затрат не снижаются, поскольку продолжают расти цены на ГСМ и тарифы РЖД. Среди положительных тенденций Сергей Гаврилов назвал возвращение рекламы в печатную прессу.
Затем генеральный директор АРПИ «Сибирь» передал слово признанному эксперту нашего рынка А
лександру Владимировичу Оськину, председателю правления Ассоциации распространителей печатной продукции, который представил доклад «Актуальные проблемы рынка печатных СМИ России в эпоху интернета». Электронные СМИ сегодня наращивают своё влияние, а рынок печатных СМИ падает. За последние три года на 50 % уменьшились продажи в экземплярах. Пока традиционная пресса продолжает играть существенную роль, а доходы от интернет-изданий составляют крайне небольшую долю в структуре доходов издательских домов. Но динамика продаж неутешительна, особенно сильно пострадали объявления, детская и мужская пресса. Александр Владимирович считает, что эти тенденции сохранятся и дальше, и выход для издателей и распространителей печатной прессы состоит в интеграции с «цифрой», адаптации контента под различные виды носителей, использовании QR-кодов и QR-торговли, создании мультимедийных киосков. Эту концепцию, которая называется «Стратегия 360 градусов» пока внедрили в свою работу немногие компании — Александр Владимирович привёл в качестве примера ИД «Комсомольская правда» и медиахолдинг «РБК» — но их количество будет расти.
О мифах и заблуждениях системы распространения прессы, а также о правильных решениях рассказал Сергей Гаврилов в выступлении «Чья очередь кормить дохлую лошадь?». Выступление он начал с известной притчи «Что делать, если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади?». Ответ очевиден — слезть с неё, но в бизнесе не всегда ясно, что некоторые привычные инструменты являются той самой «дохлой лошадью».
Проблема рынка печатной прессы, которая волнует сегодня и издателей, и распространителей, — падение продаж. При этом многие инструменты, которые работали когда-то и которые предлагается применять и сегодня, уже не работают. Одним из мифов системы распространения Сергей Давидович назвал прямые контракты, которые влекут за собой дополнительную работу и дополнительные обязательства. Другой типичной ошибкой является вложение издателем денег в рекламу низкой цены издания покупателю без учёта затрат распространителя на транспортировку. В результате покупатель чувствует себя обманутым, и затраты издателя на рекламу оказываются бесполезными. Третий миф — о том, что торговать нужно только хитами, которые хорошо продаются и приносят хороший доход, — угрожает снижением интереса покупателей к сети.
Но есть и эффективные инструменты, докладчик перечислил и их. Это поточечное управление ассортиментом розничной сети; специализация и концентрация на выполнении своих функций; совместные программы работы издателей и распространителей, например, программа «Единая цена», о которой уже неоднократно рассказывали на семинарах АРПИ «Сибирь» — обеспечение издателем затрат на доставку товара позволяет выдержать рекомендованную цену издания и точно попасть в свою аудиторию, а значит — получить максимум продаж.
Новые разработки специалистов АРПИ «Сибирь» представил Александр Зайцев, руководитель группы разработчиков программного обеспечения. Он представил новую модификацию системы, созданной специалистами компании на основе «1С: Предприятие 8.2». Программный продукт «1С: Управление продажами. ТНП и пресса» теперь обеспечивает автоматизированное ведение учета товародвижения, ведение справочников, формирование отчетной информации не только для розничных сетей, но и для супермаркетов. Участники семинара получили диск с программой, которой смогут воспользоваться на своих предприятиях.
Константин Вяткин, коммерческий директор АРПИ «Сибирь», выступил с докладом «Поточечная фасовка для розничной сети — возможность заняться продажами». Он рассказал о возможностях склада АРПИ «Сибирь» и напомнил коллегам о выгодах аутсорсинга, который позволяет каждой компании сфокусироваться на основной деятельности. Поточечная фасовка и поточечный возврат, отметил он, позволяют распространителю прессы сократить собственные складские площади, сократить затраты на фонд оплаты труда, отказаться от ночных смен, минимизировать потери при работе с возвратом.
Ещё один доклад Константина Вяткина был посвящён работе с патворками. Докладчик сообщил, что в прошлом году рынок коллекционных изданий вырос на 24 % в рублях, но при этом уже началось падение продаж в экземплярах и продолжается падение количества проданных экземпляров на одну коллекцию. Среднеточечные продажи некоторых патворков снизились настолько, что стали сравнимы с традиционной низкотиражной прессой. При этом падают тиражи всех коллекций: и хитов и аутсайдеров. И эти факты требуют в очередной раз пересмотреть методы работы с коллекционными изданиями и добиваться разделения рисков между распространителями и издателями.
Затем с презентацией розничной сети выступила Елена Иванилова, коммерческий директор ООО «Семь новостей» (г. Барнаул). Она представила сеть, которая работает в европейском формате организации розничных продаж. Торговля прессой ведётся в минимаркетах. Такой формат обеспечивает свободный доступ к прессе и позволяет обеспечивать широкий ассортимент изданий. Переход на самообслуживание стал важной находкой для сети и привёл к увеличению суммы среднего чека. А чтобы сделать работу «Семи новостей» более эффективной и легко управляемой, в компании была проведена автоматизация оперативного и управленческого учёта розничной торговли. Это позволило, как сказала Елена Иванилова, решить задачи регулирования ассортимента, минимизировать затраты и сделать товародвижение более прозрачным.
Вадим Фёдоров, председатель правления ООО
«Trade.Press» (г. Рига), рассказал о торговле ремиссионой прессой в Латвии, где на рынке прессы существует монополия национального дистрибьютора и распространителя. Магазины «Trade.Press» предлагают прессу с опозданием на 2 месяца, но по более низким ценам.
О изменениях в законодательстве рассказала Оксана Веревка, заместитель главного бухгалтера АРПИ «Сибирь». С 1 апреля 2012 г., согласно постановлению правительства РФ №1137, к учету принимаются только новые формы счет-фактур с указанием валюты, кода единицы измерения и кода страны происхождения. А также появился новый вид документа — корректировочная счет-фактура. Корректировочные счёт-фактуры сейчас необходимо оформлять дополнительно к актам недовложений.
Среди докладов был необычный для семинаров АРПИ «Сибирь» блок, посвящённый сопутствующим товарам. Участникам представили продукцию «GP» — батарейки и аккумуляторы, а также канцелярскую продукцию.
Презентации своих продуктов провели на семинаре АРПИ «Сибирь» издательские дома. Татьяна Кошелева, директор по дистрибуции ООО «Гейм Лэнд» рассказала о успешном, давно живущем на рынке, издании «Total Football» и новом для издательского дома журнале «Первое. Второе. Третье». И затем пригласила участников семинара на кофе-брейк от редакции журнала «Первое. Второе. Третье».
ИД «Премьера Маркет» представил новые флоупаки — игрушки «Ледниковый период», выпуск которых приурочен к появлению в прокате мультфильма «Ледниковый период: Континентальный дрейф», и коллекцию подвесок «Драгоценные сердечки. Hello Kitty».
Вадим Здоров, главный редактор журнала «Моторевю», рассказал о том, как обновился журнал в 2012 году.
Запуску нового издания «Вот это жизнь!» от ИД «Бауэр Медиа» была посвящена презентация Сергея Алексеенко, генерального директора ООО «ТДС». Он представил журнал с принципиально новой для издательского дома концепцией — истории о жизни, вызывающие эмоции, истории, которые шокируют и удивляют. А также Сергей Алексеенко рассказал о специальных выпусках сканвордных и эзотерических изданий и летних акциях с газетами семейства «Оракул».
Завершился рабочий день праздником, который участникам семинара подарили ИД «Бауэр Медиа» и журнал «Вот это жизнь!». Гости приняли участие в караоке-конкурсе и весело провели вечер с любимыми песнями.
Второй рабочий день семинара начался с экскурсий. Были одновременно проведены три экскурсии — по киоскам и магазинам прессы, по супермаркетам и на склад АРПИ «Сибирь». Каждый участник мог выбрать ту, которая ему более интересна.
Затем состоялись круглые столы, посвященные обсуждению технических и технологических вопросов распространения прессы в киосках и супермаркетах.
На круглом столе «Супермаркеты» Дмитрия Ятченко, руководитель отдела розничных продаж ООО «ТК-Пресс», предложил коллегам поделиться принципами формирования ассортимента, обсудить, на какие группы прессы стоит обращать особое внимание. Виктория Холодняк, генеральный директор «ЮгМедиаПресс» (г. Краснодар), рассказала, как в её компании организована торговля партворками и флоупаками в супермаркетах. А также распространители прессы обсудили, каким должен быть срок нахождения издания в продаже.
На круглом столе «Киосковая розница», ведущим которого был Александр Лукашев, заместитель генерального директора АРП «Фрам», главным вопросом стала работа с патворками в условиях, когда среднеточечные продажи на коллекцию стали существенно ниже, чем год-два назад. Об опыте организации предоплатной подписки на коллекционные издания через розничные точки рассказали коллеги из ООО «Вета-Пресс» (г. Улан-Удэ).
Последним пунктом рабочей программы семинара стала приемная АРПИ «Сибирь».
А заключительным событием стал традиционный банкет, на котором участники попрощались до следующего семинара.
Пресс-служба АРПИ «Сибирь»