Как сейчас обстоят дела на рынке распространения России? Удалось ли решить существующие проблемы
Дать однозначный ответ на этот вопрос достаточно сложно. На мой взгляд — тенденции положительные. При этом я не имею в виду, что на издательско-распространительском рынке вообще нет проблем, они конечно есть. Отрасль на сегодняшний день имеет ряд глубинных противоречий. Существуют недоразумения как в законодательной системе и системе налогообложения, так и в части реального функционирования. Я бы даже сказал, что в России сейчас нет единого рынка печатных СМИ, есть масса региональных «рыночков», со своими механизмами и «правилами игры». Поэтому некая унификация рыночных процессов, создание общеотраслевых норм и правил сотрудничества являются важнейшими задачами, которые и, в том числе, нам, предстоит решать. В числе остальных проблем я бы отметил тот, факт, что сегодня на рынке существует достаточное количество изданий, что называется, нерыночных, которые функционируют только за счет финансирования или государственных структур, или корпоративных и частных предпринимателей, то есть существуют «искусственно». Еще одним проблемным вопросом отечественного рынка печатных СМИ является вопрос рентабельности отрасли. Как издательская цена на реализацию, так и доходная часть распространителей, конечно, сильно отстают от европейских. Возьмем, к примеру, «Московский комсомолец». В Европе эта газета продается по цене 1,5-1,8 евро за экземпляр, в нашей же стране цена экземпляра составляет 8-10 рублей. Понятно, что при такой розничной стоимости никакие наценки и тиражи не могут обеспечить соответствующего уровня рентабельности системы распространения. Таким образом, повышение рентабельности, повышение доходности отрасли и, в том числе, повышение цен адекватно инфляции, при росте цен на аренду и энергоносители, все это тоже задачи будущего. Мы, безусловно, понимаем, что цены должны быть адекватны спросу и покупательным возможностям населения, но с другой стороны и издание, и распространение печатной продукции это все-таки в первую очередь бизнес, а не благотворительность. Таким образом, на наш взгляд, нужно производить ровно столько печатной продукции и продавать ее ровно по таким ценам, чтобы это было рентабельно и для производителей, и распространителей с одной стороны, и доступно для населения с другой. Вот найти баланс этого непростого соотношения является еще одной важной задачей отраслевых общественных организаций и некоторых общих координирующих комитетов и структур. Однако не стоит опять же впадать в крайность и думать, что российский рынок печатных СМИ состоит из одних проблем. Нет, рынок развивается, причем столь бурно, что развитым иностранным рынкам впору завидовать нашим темпам роста. Одна из проблем как раз и состоит в том, что «тылы не успевают за авангардом» — как по количеству наименований, так и по финансовым показателям. В целом, объем рынка печатных СМИ, включая все его формы продаж: опт, розницу, подписку, сегодня приближается к $2 млрд., что, согласитесь, является довольно внушительной цифрой. Прибавьте к этому еще и рекламу, которая развивается семимильными шагами (темпы роста 20-30%), и является хорошим стимулом для инвесторов, как иностранных, так и внутренних. На мой взгляд, рынок печатных СМИ России уже сегодня по некоторым аспектам опережает развитые западные рынки.
Недавно на рынке произошел спор между некоторыми издателями и дистрибуторами по поводу распространения в сетях супермаркетов. В какой стадии находится решение этого вопроса сейчас?
Что касается распространения прессы в сетях супермаркетов, то в этом вопросе мы еще далеки от нахождения какой-то определенной модели взаимодействия издателей и дистрибьюторов. Однако в последнее время идет позитивный процесс уже не только поиска диалога, но уже и поиска решения по моделям сотрудничества в этих сетях. Издателями и распространителями, совместно работающим в сетях супермаркетов, создан Координационный совет, который и занимается этими вопросами. Достигнута договоренность о создании отраслевых норм взаимодействия в этом сегменте, которые будут касаться и вопросов ценообразования, и условий возврата, и структуры платежей между участниками рынка и т.д. Я не думаю, что эти проблемы удастся решить в короткие сроки, так как требуется достаточно много времени на проработку, на то, чтобы прояснить всем сторонам особенности сотрудничества, чтобы каждый субъект рынка понял экономику другой стороны и осознал необходимость заботы о другом партнере. Надо делать сотрудничество понятным и прозрачным всем сторонам. Это длительный процесс, но я надеюсь, что в ближайшие год-два мы справимся и приведем сотрудничество здесь в соответствие с нормами цивилизованного рынка.
В своих публикациях и выступлениях Вы часто призываете российское медиа-сообщество обращать внимание на опыт зарубежных коллег. Как такие вопросы решаются там?
Безусловно, в разных странах по-разному, но если говорить об общих принципах работы в данном сегменте, то на западных рынках все поставщики печатной продукции работают как раз по принципам равенства, соблюдая одинаковые сроки платежей, условия возврата или списания.
Что должны предпринять издатели и дистрибуторы для того, чтобы прийти к консенсусу по этим вопросам?
Необходимо решить два простых вопроса. Во-первых, важно, отойти от условий работы по договорам купли-продажи, которые есть на рынке, и, для начала, перейти на квази-агентскую систему отношений между издателями и распространителями. Это означает, что надо принять некую систему договоров, которая охватывала бы и вопросы логистики, и маркетинговых отношений, и собственно сбыта. Во-вторых, нужно добиться того, чтобы во всей отрасли действовали определенные нормы, единые для всех игроков рынка. Как, например, единые сроки платежей издателям. Еще одной важной инициативой является согласие издателей принимать любой процент ремиссии, какой бы он ни был, без ограничений. Сегодня распространитель не рискует брать большие тиражи, опасаясь что продукт не будет продан и все бремя затрат по его возврату ляжет на его плечи. При этом стоит заметить, что, по мнению специалистов рынка, отсутствие возврата как раз и показывает, что издание не оказывает давление на рынок, на спрос. Учет возврата издателем необходим в том контексте, чтобы он был уверен, что его продукт присутствует на прилавках сетей, до самого последнего дня продаж, до выхода следующего номера. Такая политика планово проводится всеми издателями, работающими на зарубежных рынках.
Последние несколько лет Ваша Ассоциация активно занимается проблемой подписки в стране. Как сейчас обстоят дела в этом сегменте?
Дела в этом сегменте сейчас обстоят непросто. Вы, наверное, знаете, что подписные тиражи из года в год падают, пускай не намного, 3% в год, но все-таки тенденция имеется. Этому способствует целый ряд причин. Прежде всего, меняется динамика спроса. Сегодня потребитель все больше предпочитает подписке розницу. Почему? Потому что примеров доставки периодики через день, а то и несколько дней после выхода, довольно много, особенно в отдаленных регионах России. Кроме того, существует и еще один весьма негативный фактор: пресса, доставленная по подписке, просто разворовывается из почтовых ящиков. В России 50 млн. индивидуальных почтовых ящиков, подавляющая часть из которых находится в безобразном состоянии и без контроля. Еще одной причиной постепенного отторжения подписки потребителями является ее высокая цена. Однако тут стоит понимать, что Почта России просто не может предоставлять свои услуги бесплатно. Ведь нужно платить за транспорт, энергоносители, закладывать амортизацию оборудования, наконец, выплачивать зарплату, и при этом быть рентабельным предприятием.
Какую роль должно и может играть государство в процессе сохранения и развития подписки?
Прежде всего, дотировать институт подписки, но не бездумно. Дотации должны носить адресный характер, на уровне «последней мили», т.е. по доставке подписного издания непосредственно от почтового отделения до почтового ящика. При этом такая дотация должна распространяться на все без исключения подписные издания.
Как Вы при этом оцениваете последние рекомендации Прокуратуры РФ о закрытии трех молодежных журналов?
В этом плане, я полагаю, что позиция государства в отношении конкретных изданий оправдана и закономерна. Если существуют факты, что в молодежных изданиях, рассчитанных на несовершеннолетних подростков, размещаются всякого рода эротические тексты, эротические картинки, фотографии или лозунги — это недопустимо. Более того, подобная практика во всем мире является незаконной и то, что прокуратура вмешалась, это правильно.
Продолжая тему эротики, хочется спросить, почему, по сравнению с другими тематическими нишами, сегмент чисто эротических изданий в России развивается так слабо?
В России достаточно сложно работать в этом сегменте рынка по нескольким причинам. Прежде всего, стоит учитывать все еще достаточно консервативные взгляды населения на подобного рода печатную продукцию. Это обуславливает не самый высокий спрос на эротические издания. Но помимо сугубо психологического барьера, существуют также и экономические и организационные факторы, препятствующие развитию эротического сегмента на рынке печатной продукции. Так, между просто изданием и изданием эротическим существует ощутимая разница в налогообложении. Также, и это, пожалуй, главное, существуют ограничения в системе распространения. Дело в том, что многие киосковые и розничные сети не берутся за эротические издания, опасаясь определенного давления со стороны властей, прежде всего региональных, вплоть до опасности запрета на свою деятельность, при наличии в продаже такого рода изданий. Мы считаем, что как раз нормы распространения должны быть смягчены, потому как взрослая часть населения должно иметь свободный доступ к любому виду печатной продукции, в том числе и подобной тематики. При этом необходимо жестко ограничить доступ к этим изданиям детей и людей, не желающих с ними иметь контакт. Что касается прибыли, то грамотное использование того опыта, что есть в российских сетях распространения, может дать очень хороший результат для данного направления. По прибыли, по доходам с продаж они даже могут опередить глянцевые издания.
Какой из сегментов рынка печатных СМИ на Ваш взгляд развивается наиболее активно?
На сегодняшний день, если говорить об общих тенденциях среди различных печатных СМИ, можно выделить два бурно развивающихся направления. Первое — это сегмент рынка бесплатных и корпоративных изданий. И второе направление — издания сегмента B2B. До последнего времени наиболее перспективные тенденции демонстрировали издания кроссвордно-развлекательной группы и издания из группы женских еженедельников. Сейчас темпы развития замедлились, я полагаю, что это связано, прежде всего, с насыщением данного сегмента. На сегодняшний день кроссворды и телегиды составляют по четырнадцать с половиной процентов среди всех печатных СМИ. Доля женских журналов составляет 15 %, а развлекательных — 11%.
И последний вопрос. Расскажите нам о Ваших ближайших планах на будущее.
Ближайшие планы связаны, прежде всего, с надвигающимся 10-летним юбилеем АРПП. Празднование его будет проходить параллельно с нашим плановым выездным X семинаром в Турции. Предстоящий праздник ни коим образом не отразится на общественной деятельности нашей Ассоциации на медиарынке. Это меры по регулированию рынка. В настоящее время создано несколько рабочих групп по различным актуальным проблемам, и в нынешнем году эти группы активно включатся в работу. Кроме того, остро стоит вопрос совершенствования законов Российской Федерации, которые сегодня иногда просто мешают эффективному развитию отрасли.Эти и другие проблемы всегда будут находиться в списках важных планов АРПП. Вплоть до их полного решения.
по инф. АРПП, 31.07.2006 (дано в сокращении)